Занятия по раннему развитию ребенка - Занятия по раннему развитию ребенка - Центр детского развития и здоровья АКОША

Перейти к контенту

Главное меню:

Занятия по раннему развитию ребенка

       Наш центр детского развития и здоровья  Акоша сравнительно молодой. Работать он начал на базе медицинского центра  Аконит в 2001 году. Нам повезло, что до этого в здании размещался детский сад, а значит, планировка кабинетов идеально подходила для  развивающих занятий с детьми разных возрастов.        Преподаватели нашего центра занимаются с детьми по традиционным классическим методикам развития, но постоянно используют в работе пособия, сделанные самостоятельно, из подручных материалов. Для занятий с детьми дошкольного возраста  используются пособия, изготовленные как из природных материалов, так и из современных пластмасс, ткани. Некоторые пособия приобретаются в специализированных магазинах, но  большинство все же изготавливаются преподавателями лично с учетом рекомендаций методистов и психологов. Надо искать, думать, творить, делать, чтобы программа развития детей была не только полезной, но и интересной, необычной.
                            

       В наших публикациях мы рассказываем, как правильно закреплять те или иные полученные навыки у ребёнка. Какие поделки можно сделать. Как и какие пособия для упражнений можно изготовить быстро, в домашних условиях и из подручного материала. Эффект от которых  будет не меньше, чем от профессиональных.        В какие игры можно поиграть с детьми, с пользой для них. В случае, каких либо затруднений, мы подскажем к какому специалисту обратиться за консультацией или помощью. А такие специалисты как логопед, психолог, ЛОР, стоматолог у нас штатные. Мы никогда не порекомендуем Вам того, что может навредить ребёнку.
       Вопрос о пособиях для учебных занятий — очень важный вопрос.  Для организации занятий по раннему развитию, да и, в общем, для занятий с детьми дошкольного возраста, кроме готовых специальных пособий, приобретаемых в магазинах, необходимо массу пособий изготавливать индивидуально самим преподавателям. Причин тому много и все они уважительные. Это способствует интересу к учебному процессу. Родители сами порой не ожидают, как знакомый предмет может быть обыгран по-новому, что можно сделать из вещей, которые встречаются нам в обычных магазинах или есть у каждого из нас дома.
        В нашем детском центре Акоша занятия по раннему развитию ребенка проводятся, как правило, в группах по 6 - 8 детей одного возраста. Таким образом, преподавателями достигается практически уровень  индивидуальных занятий. Однако, в таких условиях необходимо большое количество разнообразных пособий. Несмотря на обилие всевозможных товаров в магазинах, приобретение пособий не всегда оправдано. И тем более, для закрепления усвоенного материала в домашних условиях, родителя проще самостоятельно изготовить или использовать в качестве пособий различные предметы быта, чем потратить много сил и средств поиск и приобретение необходимых игр. Кроме того, для удобства использования готовых пособий зачастую нужны дополнительные детали, необходимость которых подсказывает опыт работы и которые можно изготовить самостоятельно.
        Например, строительные предметы в виде всевозможных кубиков, кирпичиков, деталей конструктора и т.п. мы раздаём каждому ребенку индивидуально в отдельной коробочке. И дети занимаются, каждый со своим комплектом. Подача таким образом строительного материала на каждого ребёнка экономит время при раздаче, предотвращает посторонние шумы, стуки, способствует воспитанию у детей навыка убирать за собой игрушки и ещё, если вы раскрасите коробочки в четыре основных цвета, дает возможность по-разному комбинировать, усложнять программное содержание учебных занятий.

                          

       Для раздачи преподавателями используются, как пластиковые коробочки, приобретённые в магазине, так и картонные, красочно оформленные из-под сюжетных кубиков. Можно изготовить такие коробочки из картона или плотной бумаги, дополнительно укрепив их различными материалами. Кроме того, участие ребёнка в изготовление таких предметов, благотворно влияет на развитие его творческих способностей.
        На первых занятиях с детьми второго года жизни, с целью ознакомления детей со строительными предметами, мы даём детям возможность произвольно манипулировать и перемещать различные кирпичики и кубики. Дети выкладывают кубики из коробочек и складывают их обратно. Ребёнка увлекает сам процесс.        При этом преподаватели обращают внимание детей на пространственное расположение кубиков. К примеру, кубики в коробочке,  коробочка пустая, кубики на столе, кубики в красной коробочке и т.п.
       На следующих занятиях мы обращаем внимание каждого ребёнка на то, что кубики или кирпичики нужно сложить в коробочку строго определённым образом. Например, кубики в два ряда — верхний и нижний. А кирпичики плоской стороной вниз или ребром. Перед упражнением детям показывают, как выглядят сложенные соответствующим образом предметы. Усложнённое таким образом упражнение способствует развитию у детей наблюдательности и пространственному мышлению, готовит ребёнка к дальнейшим, более сложным и увлекательным развивающим занятиям.
       После освоения ребёнком этих умений,  переходим к выкладыванию кирпичиков или кубиков из коробки определённым образом. Кирпичик к кирпичику узкой стороной. При работе с кубиками и знакомством с цветом — кубик к кубику стороной одного цвета. Потом схема укладки меняется и усложняется по мере усвоения.        Переходим к заданию выложить дорожку узкой стороной кирпичиков или из кубиков дорожку красного цвета. Уделяем внимание на то, что дорожка должны быть ровной. Это дополнительно развивает у ребёнка внимание, мелкую моторику и как следствие, речевой аппарат. И вот, как логическое продолжение упражнения, появляется маленькая кукла — Вероника. По сценарию, она любит гулять по дорожкам, сопровождая прогулку соответствующим звуком, например «топ-топ-топ». Преподаватель раздаёт детям коробки. И каждый ребёнок, по примеру преподавателя, сам строит дорожку, вынимая кирпичик за кирпичиком из коробки и прикладывая, их друг к другу. После чего кукла Вероника гуляет по дорожке.
       Как правило, дети такого возраста ещё не могут на одном уроке освоить постройку в целом и показанные игровые приёмы. Поэтому требуется повторность. Очень хорошо помогает закрепление навыков при играх дома.         Постройку дорожки можно повторять еженедельно на протяжении месяца, меняя дополнительную игрушку для игрового действия. Так, например, если на первом занятии по дорожке ходила кукла со звуком «топ-топ-топ», то на последующих по детским дорожкам могут ходить утки со звуком «кря-кря-кря», гуси со звуком «га-га-га» или даже машина со звуками «би-бииии» или «тррррр».
       Для дальнейшего развёртывания игровой развивающей деятельности детей с данными постройками, мы даём каждому ребенку разные дополнительные игрушки. Одному куклу, другому утку, третьему машинку и т.д. При таком оснащении дети, по просьбе преподавателя, обмениваются игрушками. На одном занятии у каждого ребёнка появляется возможность поводить по своей дорожке (лесенке, горке) то куклу, то собачку, то утку. Или даже покатать этих персонажей по дорожке в машинке. Такая организация занятий способствует в целом социальной адаптации ребенка, побуждает детей объединяться в игре в группы, учит уступать игрушки друг другу, меняться ими, что в быту детям дается труднее.

       В некоторых случаях, особенно в домашних условиях, можно приспособить  для упражнений различные предметы. Это могут быть всевозможные красочные баночки, крышечки, коробочки, предназначенные для других целей. Но в тоже время обязательно безопасные для детских игр и занятий с детьми раннего возраста. Здесь играют роль только творческие способности, небольшие технические навыки и безграничная фантазия родителей. Прекрасное решение — разнообразные конструкторы. Использовать их можно для создания различных тем и композиций, действуя не только по инструкции сборки, которую Вы найдете в коробке, а исходя из Вашей фантазии и темы занятия по раннему развитию ребенка.                           

       Для усложнения программного содержания и соответственно развития ребенка, в дальнейшем детям давались крышки для коробок. Усложнение состоит в том, что для использования крышки надо совместить её углы с углами коробки. Конечно, сначала даём детям только одну крышку для каждой коробочки. По мере овладения этим навыком, добавляем вторую, а потом и третью крышку для каждой коробки. Но подходит по форме и размеру только одна. И конечно, изменяя и усложняя программное содержание занятий с детьми, изменяем и дополняем разнообразное содержимое коробочек. Сначала это были только кубики, потом кирпичики, далее шарики разных цветов, звенящие цветные кубики, грибочки и т.д.
       Для закрепления у ребёнка на занятиях знания четырёх основных цветов также используются различные упражнения. Например, преподаватели дают задание подбирать предметы схожие не только по форме, но и по цвету или только по цвету. Распределять их по признаку одного цвета, собирать предметы всех четырёх цветов. Конечно, чтобы поддерживать интерес к занятиям по раннему развитию у ребенка, преподаватели используют различные пособия. Родителям, для упражнений в домашних условиях, мы рекомендуем  также менять пособия и игровые предметы, что положительно сказывается на  раннем развитии ребенка.
       И повторяем, в данном случае нет необходимости ехать в магазин и накупать мешок разных игрушек. Проявите фантазию, почувствуйте себя ребёнком, подключите детей к процессу создания и творчества. Покажите, как лист бумаги превращается в кораблик, спичечный коробок в машинку, а крышки от баночек из-под йогурта в колёса.
       Для работы с цветом преподавателями, а иногда и родителями, подбираются и  изготавливаются разнообразные пособия. Пособия подбираются по аналогии цвета и характеру использования настоящих предметов в быту или повседневной жизни. Например, наряды для кукол, банты, платья, тапочки четырёх основных цветов. Кроме того, и для усложнения задания, подбираем дополнительные предметы и аксессуары. Это могут быть расчёски, флажки, сумочки, надувные шары и т.п. По игровому сценарию занятий эти предметы дети дарят куклам. Как логическое продолжение упражнения, преподавателями используются более крупные предметы для кукол. Столики, тарелки, ложки и т.п. четырёх основных цветов.
       В дальнейшем, при усложнении учебного заданий и для поддержания интереса у детей, мы работаем одновременно с мелкой моторикой ребёнка и цветом. То есть, если до этого предметы укрупнялись, теперь они уменьшаются. Используются пособия тех же цветов, но маленького размера. Предметы, при игре с которыми надо делать механические действия. Комплекты, которые собираем только из деталей одного цвета. К примеру, это маленькие, величиной 5 см коробочки разной формы с крышками в которые собираются ещё меньшие кубики. Это цветные колечки, через которые нужно продеть шнурок такого же или другого цвета. Это могут быт цветные пуговицы с четырьмя отверстиями, в которые ребёнок должен продеть цветной шнур. Это строительные блоки детского конструктора, из деталей одного цвета которого надо собрать стену, куб, башню и т.п.  

       В помещениях  центра детского развития и здоровья Акоша, пособия и игровые предметы находятся практически в свободном доступе для детей. В домашних условиях можно выделить специальное место для занятий с ребёнком.                         
       
В нашем центре, проводя занятия по раннему развитию  ребенка, мы оценили и используем в работе и готовые пособия. Для темы изучения цвета, формы предметов прекрасно зарекомендовали себя блоки Дьенеша. По разным темам мы даем детям картинки, на которых среди прочего сюжеты изображены круги, квадраты, прямоугольники и треугольники разных размеров и цветов. Дети легко находят их и размещают на нужные места. Но это только малая часть того, что бы используем в работе.

www.akosha.ru
VK.com/akoshadeti
instagram.com/akosha_moscow


              







Назад к содержимому | Назад к главному меню